Ярославль, Ярославская область, Россия
Ярославль, Ярославская область, Россия
Обзорная статья посвящена доказательству эффективности применения междисциплинарного подхода в изучении экономических дисциплин в вузе. Актуальность исследования обусловлена необходимостью глубокой и расширенной интеграции дисциплин из разных областей науки. Качественное междисциплинарное обучение способствует интегрированию студентами концепций, теорий, методов и средств обучения, углубляет понимание сложных тем, развивает способности обучающихся, готовит их к решению проблем, созданию продуктов способами, которые выходят за рамки отдельной дисциплинарной перспективы. Наше обращение к междисциплинарному подходу в области изучения экономики обусловлено ведущей ролью экономических дисциплин в функционировании и развитии общества, производства, науки и технологий, необходимостью взаимодействия экономических дисциплин с такими дисциплинами как математика, биология, экология, психология, социология, право, история, формирования специалистов, способных к интегрированию концепций, теорий, методов и средств обучения, углубленному пониманию сложных тем, способных к формулировке и решению проблем, созданию продуктов способами, которые выходят за рамки отдельной дисциплины. Цель статьи – исследование эффективности применения междисциплинарного подхода в изучении экономических дисциплин. Задачи статьи: изучить сущность и доказать преимущество использования междисциплинарного подхода, осуществить анализ существующих методик и примеров внедрения междисциплинарного подхода в изучение экономических дисциплин. Методологическое исследование включает в себя изучение научной литературы и эмпирических данных, сравнение, анализ, использование интерактивных форм работы: метод кейсов, групповые и исследовательские проекты при интегрировании экономики с другими дисциплинами. Авторы раскрывают сущность и преимущества использования междисциплинарного подхода в изучении экономических дисциплин, методы работы, практическое использование междисциплинарного подхода. Результаты исследования могут быть применены в профессиональном образовании при изучении экономических дисциплин. Перспективы дальнейшего исследования включают в себя интеграцию экономических дисциплин с новыми дисциплинами на всех этапах обучения в вузе, расширение междисциплинарных программ, внедрение новых средств обучения.
интерактивные упражнения, системно-деятельностный подход, навыки, профессиональный иностранный язык
1. Книгин, Н.А. Междисциплинарость: основная проблема // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология ‒ 2008. ‒ № 3 (4). – С. 14-20.
2. Мирский, Э. М. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки / Э. М. Мирский // ‒ Москва : Наука, 1980. ‒ 304 с.
3. Мирский Э.М., Петров М.К. Междисциплинарные исследования в структуре научно-технического прогресса // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Сб. научных трудов. Вып. V. ‒ Л., 1973. ‒ С. 141-145.
4. Субботин, А.Л. Джон Стюарт Милль об индукции [Текст] /А.Л. Субботин ; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2012. – 76 с. ; 17 см. – Библиогр.: с. 75. – 500 экз. – ISBN 978-5-9540-0211-9.
5. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. М.: Наука, 1989. 261 с. ‒ URL: https://www.spsl.nsc.ru/win/nelbib/vernadsky.pdf (дата обращения 27.04.2025).
6. Богданов, А. А. Всеобщая организационная наука (тектология) : [В 3-х ч.] / А. Богданов. Ч. 1 / 20 см. — Л.; М. : Книга, 1925-1929, 1925. ‒ 300 с. ‒ URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_000715556/ (дата обращения 27.04.2025).
7. Бурдье, Пьер. 2004 [2003]. Наука науки и рефлексивность. Кембридж, Великобритания: Polity. ‒ С. 129. ‒ URL: https://books.google.ru/books?id=ZvsN0SyhiDAC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false (дата обращения 19.04.2025)
8. Большая Российская энциклопедия ‒ URL: https://bigenc.ru/c/oxford-economics-84856b (дата обращения 30.04.2025).
9. Винер Н. Перспективы нейрокибернетики. / Н. Винер. ‒ Философские вопросы биологии и биокибернетики: Сб. пер. Вып. 3. – М., 1970. С. 104-122. ‒ URL: https://grachev62.narod.ru/wiener/perspectives_in_neurocybernetics.html (дата обращения 27.04.2025).
10. Давыдов Ю., Лопатников Л. (1965), Экономисты и математики за круглым столом. М.: «Экономика». – 1965, 207 с. ‒ URL: https://www.livelib.ru/book/1000945655-ekonomisty-i-matematiki-za-kruglym-stolom-leonid-lopatnikov (дата обращения 27.04.2025).
11. Зарубина, Н. Н. Экономическая социология : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Зарубина. — 3-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 378 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00974-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/560333 (дата обращения: 05.05.2025).
12. Конюхов Н.И., Архипова О.Н., Конюхова Е.Н. Психоэкономика.- Изд-во: ДеЛи плюс, 2014. – С. 39 ‒ URL: https://www.ozon.ru/product/psihoekonomika-arhipova-o-n-konyuhov-nikolay-ignatevich-elektronnaya-kniga-912886334/ (дата обращения 02.05.2025).
13. Крепс Т.В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы применения // Научный вестник Южного института менеджмента. 2019. №1. С. 115-120. ‒ URL: https://doi.org/10.31775/2305-3100-2019-1-115-120 (дата обращения 01.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/ZDBERN
14. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1987. ‒ 512 с. ‒ URL: https://www.livelib.ru/book/1000293290-ekonomikomatematicheskij-slovar-l-i-lopatnikov (дата обращения 29.04.2025).
15. Образовательные программы бакалавриата. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Факультет экономических наук. Образовательная программа «Экономический анализ». Программа дисциплины «Введение в экономику» 2024 и 2025 учебного года. ‒ URL: https://www.hse.ru/ba/ea/courses/927216542.html (дата обращения 20.04.2025).
16. «Оксфордская экономика», Австралия (Oxford Economics Australia) ‒ URL: https://www.oxfordeconomics.com.au/ (дата обращения 01.05.2025).
17. Рабочая программа дисциплины «Управленческая экономика». Магистратура, 38.04.02 направление «Менеджмент». МГУ им. М.В. Ломоносова. Высшая школа управления и инноваций, 2019. – 26 с. https://hsmi.msu.ru/sites/hsmi.msu.ru/files/program_common_files/1.6_upravlencheskaya_ekonomika_1.pdf дата обращения 20.04.2025
18. Снопкова, Е. И. Актуальность междисциплинарного подхода в педагогических исследованиях: научное обоснование / Е. И. Снопкова // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 1. – С. 111–117. DOI:https://doi.org/10.15507/Inted.078.019.201501.111. ‒ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-mezhdistsiplinarnogo-podhoda-v-pedagogicheskih-issledovaniyah-nauchnoe-obosnovanie (дата обращения 30.04.2025). EDN: https://elibrary.ru/TLIOTD
19. Экологическая экономика : учебник / А. В. Шаркова, Х. А. Аль, Л. Г. Ахметшина [и др.]. ‒ Москва : Дашков и К, 2023. ‒ 254 с. ‒ ISBN 978-5-394-05832-5. ‒ Текст : электронный // Изд-во Лань [сайт]. ‒ URL: https://e.lanbook.com/book/392429?category=19840 (дата обращения 04.05.2025).
20. Экономика природопользования и экологический менеджмент : учебник для вузов / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер, Г. Б. Малышков, А. В. Хорошавин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 411 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-19874-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557270 (дата обращения: 05.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/XACLDK
21. Bartlett, R. (1998) ‘Making cooperative learning work in economics classes’, in W. Becker and M. Watts (eds), Teaching Economics to Undergraduates: Alternatives to Chalk and Talk, Edward Elgar, Cheltenham, pp. 18-29. ‒ URL: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers?ReferenceID=946550 (дата обращения 03.05.2025).
22. Economic Impact of United States Presidential Election Years: A Comparative Analysis. ‒ URL: https://dpl6hyzg28thp.cloudfront.net/media/Shaan_Research_Paper__s4YPYfJ.pdf (дата обращения 04.05.2025).
23. Gbadamosi Tolulope Victoria. Economics Pre-service Teacher’s Knowledge and Practices of Reflective Teaching as Predictors of Teaching Skills in Ibadan. Research Gate. pp. 9. ‒ URL: https://www.researchgate.net/publication/365770287_Economics_Pre-Service_Teachers’_Knowledge_and_Practices_of_Reflective_Teaching_as_Predictors_of_Teaching_Skills_in_Ibadan (дата обращения 21.04.2025)
24. Hermann Haken. Synergetics. Springer-Verlag, Berlin, Heidelberg, New York, 1978, pp. 405. ‒ URL: https://spkurdyumov.ru/uploads/2018/07/Khaken-Sinergetika.pdf (дата обращения 27.04.2025).
25. Ludwig von Bertalanffy. General System Theory. George Braziller, Inc., New York, 1968. ‒ URL: http://www.titoktan.hu/_raktar/images/Bertalanffy-GeneralSystemTheory.pdf (дата обращения 26.04.2025).
26. Pedagogy in Action. The SERC Portal for educators. URL: https://serc.carleton.edu/sp/library/interdisciplinary/what.html (дата обращения 24.04.2025)
27. Rob Watkins. Handbook. ‒ URL: https://economicsnetwork.ac.uk/handbook/groupwork (дата обращения 02.05.2025).
28. Samuel Enajero. Interdiciplinary Approach to Teaching Managerial Economics. University of Michigan-Dearborn, pp. 42. URL: https://www.researchgate.net/publication/228258000_Interdisciplinary_Approach_to_Teaching_Managerial_Economics (дата обращения 21.04.2025).
29. Teiu, Codrin-Marius and Juravle, Daniel. A practical approach on making use of case study research in economics. MPRA Paper No. 37204, 2012, pp.13. ‒ URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/37204/1/A_PRACTICAL_APPROACH_ON_MAKING_USE_OF_CASE_STUDY_RESEARCH_IN_ECONOMICS.pdf (дата обращения 29.04.2025).
30. Verónica Boix-Mansilla. MYP guide to interdisciplinary teaching and learning. Harvard Graduate School of Education, 2010, pp. 132. ‒ URL: https://balimyp.wordpress.com/wp-content/uploads/2010/05/myp-guide-to-interdisciplinary-teaching.pdf (дата обращения 29.04.2025).
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International



