Ярославль, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье выявлено, что институциональный подход к осуществлению социально–экономического развития территорий требует методологического обоснования положений стратегического бюджетного программирования в муниципальных образованиях на основе общественного участия. Целью инициативного бюджетирования является реализация принципов народовластия путем непосредственного участия граждан в распределении бюджетных средств, развитие эффективной системы взаимодействия власти и общества в бюджетной сфере, содействие развитию институтов гражданского общества и местного самоуправления. В статье обоснованы следующие составляющие процесса инициативного бюджетирования в муниципальных образованиях: 1) инициативное бюджетирование является отражением партисипативного подхода к управлению территориями; 2) реализация народной инициативы характеризует качество деятельности муниципальной власти, что приводит к повышению эффективности управления муниципальными финансами; 3) при реализации инициативного бюджетирования осуществляется интегративное взаимодействие общества и личности для осуществления единого коллективного действия. Показано, что институциональный подход включает не только анализ системы отношений по повышению эффективности реализации инициативных проектов, но и выявление возникающих в этом процессе институциональных ловушек. Поэтому значимость проектов финансирования работ по развитию муниципального образования на основе народной инициативы заключается в реализации социальной политики, когда каждый гражданин может чувствовать себя сопричастным к созданию комфортной городской среды. Авторы обосновали, что институциональный подход к осуществлению социально–экономического развития территорий требует методологического обоснования положений стратегического бюджетного программирования муниципальных образований на основе общественного участия. Использование методов инициативного бюджетирования позволяет достичь синергетическую эффективность при использовании финансовых ресурсов в регионе. Формирование системы стратегического планирования обусловило возникновение новых инструментов программирования – государственных и муниципальных программ. Важное место среди них заняли социальные и инфраструктурные программы, основанные на народной инициативе.
экономика, управление, финансы, инициативное бюджетирование, народная инициатива, муниципальные образования, программы, проекты, бюджет, планирование.
1. Гордеев В.А. Теоретическая экономия: «вперед и выше…» // Теоретическая экономика. 2020.– № 8 (68). С.4–10.
2. Захарчук Е. А., Некрасов А. А., Пасынков А. Ф. Бюджетирование на основе общественного участия: зарубежный опыт и практика применения в России // Финансы: теория и практика. 2019. № 1 (23). С. 122–132.
3. Вагин В.В. 25 Вопросов об инициативном бюджетировании: учебное пособие. – М., 2017. С. 32–34.
4. Shah A. Participatory Budgeting (Public Sector Governance and Accountability). – W., 2017. P. 134. (дата обращения: 22.10.2022).
5. Lerner, J. Participatory budgeting: Building community agreement around tough budget Decisions. 2013. Vol. 100. P. 30–35.
6. Basford M. Online PB in Reykjavik: making democracy easier and more fun URL: https://www.demsoc.org/2019/04/11/online–pb–in–reykjavik–making–democracy–easier–and–more–fun/ (дата обращения: 17.10.2022).
7. Bjarnason R. Better Reykjavik. Municipal open innovation. URL: http://www.partizipation.at/fileadmin/media_data/Downloads/themen/A_guide_to_PB.pdf (дата обращения: 29.10.2022).
8. Participatory Budgeting in Seville, Spain URL: https://participedia.net/case/4224 (дата обращения: 30.10.2022).
9. Сухова А. Инициативное бюджетирование: информационный бюллетень [Электронный ресурс]. URL: https://adm.gov86.org/files/2017/finkom/05–informatsionnyy–byulleten–2016.pdf (дата обращения: 27.10.2022).
10. Волкова А.И. Развитие инициативного участия граждан в бюджетном процессе в Санкт–Петербурге (на примере проекта «Твой бюджет») . Режим доступа: https://www.hse.ru/edu/vkr/366829492 (дата обращения – 1.12.2022)
11. Галынис К. И., Мияо Х. Опыт партисипаторного бюджетирования Китайской Народной Республики // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 78. С. 112–135. URL: https://doi.org/10.24411/ 2070–1381–2020–10036.
12. 236 объектов социальной инфраструктуры появились на Ставрополье в 2019 году по Программе поддержки местных инициатив. URL: http://www.mfsk.ru/news/news/5304 (дата обращения: 7.10.2022).
13. Проект по поддержке местных инициатив в Кировской области. URL: https://www.kirovreg.ru/social/ppmi/ (дата обращения: 01.10.2022).
14. Дербенёва В.В., Захарчук Е.А., Пасынков А.Ф. Развитие инициативного бюджетирования в регионах РФ (на примере Свердловской области) // Финансовый журнал. 2020.– №3.– С.60–74.
15. Качалкина К. Г., Нуртдинов Э. Р., Розе Н. Ш. Развитие форм и методов реализации инициативного бюджетирования в Республике Башкортостан // Научно–исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2018. № 1. С. 123–131.
16. Кваша В.А., Великороссов В.В., Кваша О.В., Коречков Ю.В. Местные бюджеты: институциональное обеспечение формирования и исполнения // Финансовый бизнес. 2021.№9(219). С. 35–39.
17. Дербенёва В.В., Захарчук Е.А., Пасынков А.Ф. Развитие инициативного бюджетирования в регионах РФ (на примере Свердловской области) // Финансовый журнал. 2020.– №3.– С.60–74.
18. Коречков Ю.В., Кваша В.А., Кваша О.В., Сироткин С.А. Управление финансами муниципальных образований на основе народной инициативы // Финансовая жизнь. 2022. №1. С. 9–14.
19. Коречков Ю.В., Кваша В.А., Кваша О.В., Леженина Л.А. Финансовая устойчивость сельских поселений // Финансовый бизнес. 2021.№10(220). С. 220–222.
20. Сятчихин С.В.. Организационно–финансовый механизм стратегического бюджетного программирования муниципальных образований на основе общественного участия: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Сятчихин Сергей Валентинович;[Место защиты: ФГБУН Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук], 2017. С. 12.