Влияние уровня расходов государства на социальное неравенство и качество жизни населения: случай ЕАЭС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование посвящено анализу взаимосвязи между уровнем образования населения и показателями социального неравенства в странах ЕАЭС в долгосрочном интервале времени. Гипотеза исследования – между уровнем образования в обществе и социальным неравенством должна существовать обратная зависимость – доступность образования создает предпосылки для выравнивания неравенства в обществе. С помощью корреляционного анализа исследовалась взаимосвязь между тремя прокси-показателями, характеризующими уровень образования (государственные расходы на образование) и социального неравенства (индекс Джини, ИЧР). Полученные результаты не позволяют верифицировать выдвинутую в работе гипотезу: в большинстве случаев была зафиксирована положительная, а в ряде стран статистически значимая, корреляция между государственными инвестициями в образование и качеством жизни; в то же время взаимосвязь между расходами на образование и уровнем социального неравенства оказалась статистически незначимой. Полученные результаты подчеркивают, что для достижения устойчивого снижения социального неравенства одних лишь расходов на образование недостаточно.

Ключевые слова:
коэффициент Джини; ИЧР, неравенство доходов в ЕАЭС; образование и социальное неравенство; корреляционный анализ
Список литературы

1. Becker G.S. Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. University of Chicago Press, 1964.

2. Schultz T.W. Investment in human capital. The American Economic Review, 1961, 51(1), pp. 1–17. Available at: https://www.jstor.org/stable/1818907 (accessed 1 May 2025)

3. Bowles S., & Gintis H. Schooling in capitalist America: Educational reform and the contradictions of economic life. Basic Books, 1976.

4. Duncan G.J., & Murnane R.J. (Eds.) Whither opportunity? Rising inequality, schools, and children’s life chances. Russell Sage Foundation, 2011.

5. Autor D.H. Skills, education, and the rise of earnings inequality among the “other 99 percent”. Science, 2014, 344(6186), pp. 843–851. Available at: https://doi.org/10.1126/science.1251868 (accessed 1 May 2025)

6. Global education monitoring report 2019: Migration, displacement and education – Building bridges, not walls. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265866 (accessed 1 May 2025)

7. The future of education and skills: Education 2030. OECD Publishing, 2018. Available at: https://www.oecd.org/education/2030/E2030%20Position%20Paper%20(05.04.2018).pdf (accessed 1 May 2025)

8. World development report 2021: Data for better lives. World Bank, 2021. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/35218 (accessed 1 May 2025)

9. Blanden J., Doepke M., & Stuhler J. Educational inequality. arXiv. 2022. Available at: https://arxiv.org/abs/2204.04701 (accessed 1 May 2025) DOI: https://doi.org/10.3386/w29979

10. Terschuur J. Corrected estimators of educational opportunity inequality in Europe. arXiv. 2022. Available at: https://arxiv.org/abs/2212.02407 (accessed 1 May 2025)

11. Wang H. The impact of social inequality on educational attainment: A sociological perspective. The Journal of International Social Research, 2024, 17(107). Available at: https://www.sosyalarastirmalar.com/articles/the-impact-of-social-inequality-on-educational-attainment-a-sociological-perspective-1102164.html (accessed 1 May 2025)

12. Corral-Granados A., Smeplass E., & Ho A.D. Challenges of persistent inequality in education. Frontiers in Education, 2024, 9, Article 1342759. Available at: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/feduc.2024.1342759/full (accessed 1 May 2025)

13. Chetty R., Friedman J. N., Hendren N., Stepner M. The economic impacts of COVID-19: Evidence from a new public database built using private sector data. Opportunity Insights, 2020. Available at: https://opportunityinsights.org/wp-content/uploads/2020/05/tracker_paper.pdf (accessed 1 May 2025) DOI: https://doi.org/10.3386/w27431

14. Heckman J.J. Skill formation and the economics of investing in disadvantaged children. Science, 2006, 312(5782), pp.1900–1902. Available at: https://doi.org/10.1126/science.1128898 (accessed 1 May 2025)

15. Piketty T. Capital in the twenty-first century. Harvard University Press, 2014. DOI: https://doi.org/10.4159/9780674369542


Войти или Создать
* Забыли пароль?