Современные проблемы теории сферы услуг: терминология и классификация
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья носит преимущественно теоретический характер, при этом абстрактные положения иллюстрируются примерами из современной практики ведения бизнеса. Цель исследования заключается в установлении соотношения между базовыми понятиями экономической науки – «продукция», «услуга», «продукт», «товар» применительно к сфере услуг. Основные положения настоящего исследования, с одной стороны, опираются на фундамент научных результатов, полученных в области исследования экономической терминологии в разные периоды времени зарубежными и российскими учеными, с другой стороны, – показывают принципиальные изменения, происходящие в подходах к рассмотрению услуг, в свете расширения использования технологичных устройств, в частности роботов и автоматов. Первая часть работы посвящена исследованию теоретических основ дефиниций «продукция», «услуга», «продукт», «товар» применительно к сфере услуг, подкрепленных актуальными примерами трансформации бизнес-процессов производителей продукции в технологии поставщиков услуг. Указано, что продукция или услуга, произведенные для себя, не выступают в качестве товара, а продукция и услуги не являются антиподами. Во второй части рассмотрен ряд классификаций услуг и обозначено, что часть из них носит субъективный характер, но может быть использована в контексте исследования сферы услуг. Выдвинуто и подкреплено примерами из практики положение о том, что услуги могут выполняться неодушевленными субъектами. Научная новизна исследования состоит в уточнении соотношения понятий «товар», «услуга», «продукция» и «продукт» в плоскости сферы услуг, а также в актуализации подхода к классификации услуг с учетом тенденций цифровизации в экономике.

Ключевые слова:
сфера услуг, услуга, классификация услуг, товар, продукт, продукция, робот, автомат
Список литературы

1. Аванесов Ю.А. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: учебник для вузов / Ю.А. Аванесов, А.Н. Клочко, Е.В. Васькин. ‒ М.: ТОО Люкс-арт, 1995. – 176 с.

2. Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / Г.А. Аванесова. ‒ М.: Аспект Пресс, 2005. ‒ 319 с. EDN: https://elibrary.ru/QQKIEF

3. Алексеева Н.И., Смирнова К.Д. Современные тенденции развития сферы услуг в Российской Федерации / Н.И. Алексеева, К.Д. Смирнова // Вестник Института экономических исследований. – 2023. – №2 (30). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-sfery-uslug-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 10.04.2025).

4. Богатырева Е.А. Международный рынок услуг: состояние и направления развития / Е.А. Богатырева // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – ISSN 1999-2645. – №1 (77). Номер статьи: 7714. Дата публикации: 23.03.2024. – URL: https://eee-region.ru/article/7714/. DOI:https://doi.org/10.24412/1999-2645-2024-177-14.

5. Волкова А.А. Сфера услуг: теоретический анализ / А.А. Волкова // Известия СПбГЭУ. ‒ 2014. ‒ № 4(88). ‒ С. 11‒16.

6. Выборнов О.А., Шрайнер Д.О. Роботизация в промышленности: новые возможности / О.А. Выборнов, Д.О. Шрайнер // Символ науки. – 2023. – №12-1-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/robotizatsiya-v-promyshlennosti-novye-vozmozhnosti (дата обращения: 15.04.2025).

7. Гажур А.А., Лукиянчук И.Н. Тенденции развития сферы услуг в России / А.А. Гажур, И.Н. Лукиянчук // Вестник ВГУИТ. – 2018. – Т. 80. – № 3. С. 444–450. DOI:https://doi.org/10.20914/2310-1202-2018-3-444-450. EDN: https://elibrary.ru/YPWTVB

8. Гарамян Ю.А. Сфера услуг и ее роль в мировой экономике / Ю.А. Гарамян // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум-2022». – URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018029379 (дата обращения: 10.04.2025).

9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025). –КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 10.04.2025).

10. Еремеева Н.В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для вузов / Н.В. Еремеева. ‒ 2-е изд., испр. и доп. ‒ Москва: Издательство Юрайт, 2025. ‒ 242 с.

11. Калабкина И.М., Кицис В.М. Мировой рынок услуг: структура и тенденции развития / И.М. Калабкина, В.М. Кицис // Сервис в России и за рубежом. – 2024. – №2 (111). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovoy-rynok-uslug-struktura-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 10.04.2025).

12. Кияткина Е.П., Федорова С.В. Экономика строительства: учебное пособие / Е.П. Кияткина, С.В. Федорова ‒ Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2011. ‒ 71с. [Электронный ресурс]. ‒ URL: http://nedvigovka.ru/biblioteka/is7/2_1.htm (дата обращения 16.09.2024).

13. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Пер. с англ. – 4-е изд.; перераб. и доп. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн, Дж. Мейкенз. – М.: Юнити, 2007. – 1071 с.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. ‒ М.: Прогресс, 1992. ‒ 736 c.

15. Маркетинг: учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ А.П. Панкрухин. Гильдия маркетологов. – 4.е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с.

16. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг: учебник / М.А. Николаева. – Издательство: Деловая литература, 2005. – 448 с.

17. Новаторов Э.В. Маркетинг услуг: теория и технология: монография / Э.В. Новаторов. ‒ СПб.: ИП Петров Д.А., 2015. ‒ 200 с.

18. Новые роботы в услуговой сфере: что они умеют? // Времена инноваций: [сайт]. – URL: https://lean-center.ru/novye-roboty-v-uslugovoj-sfere-chto-oni-umeyut/ (дата обращения: 10.04.2025).

19. Прищепенко В.В. Семантика, дефиниции и соотношение понятий «продукт», «товар», «услуга»/ В.В. Прищепенко // Маркетинг в России и за рубежом. – 2001. – №2. – URL: https://dis.ru/library/544/23237/ (дата обращения: 10.04.2025).

20. Продукт или услуга: чего ждёт потребитель после кризиса // Opencore агентство: [сайт]. – URL: https://www.opencore.pro/blog/product-or-service (дата обращения: 10.04.2025).

21. Сервисная деятельность: учебно-методическое пособие для бакалавров. Ч. I / ФГБОУ ВО «РХТУ им. Д.И. Менделеева» Новомосковский институт (филиал); Сост.: Э.А. Бирюкова, Н.В. Ситкевич. – Новомосковск, 2019. – 74 с.

22. Скоробогатова Т.Н. О терминологическом поле сферы услуг / Т.Н. Скоробогатова, А.С. Зеленский // Инновационные аспекты развития сервиса и туризма: материалы XIII Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 24–25 апреля 2025 года. – Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2025. – С. 27-29. EDN: https://elibrary.ru/HUKSMM

23. Скоробогатова Т.Н. Сервисная логистика в рекреационном секторе: монография / Т.Н. Скоробогатова. – Симферополь: ДИАЙПИ, 2010. – 403 с. EDN: https://elibrary.ru/QYFXSN

24. Стаханов В.Н. Маркетинг сферы услуг: учебное пособие / В.Н. Стаханов, Д.В. Стаханов. – М.: Экспертное бюро, 2001. – 160 с. EDN: https://elibrary.ru/OIXTRD

25. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер, Б. Рендер, Р.С. Рассел, Р.Г. Мердик; пер. с англ. под ред. В.В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

26. Фадеева Н.В. Анализ основных дефиниций сферы услуг с позиций процессного подхода к менеджменту качества/ Н.В. Фадеева // Вестник Тамбовского государственного технического университета. – 2011. – Т.17. ‒ № 4. – С. 1131‒1146. EDN: https://elibrary.ru/OKHSMX

27. Федеральный закон от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (последняя редакция 1 января 2024 года) [Электронный ресурс]. ‒ URL: https://www.pro-goszakaz.ru/44fz-poslednyaya-redakciya (дата обращения 12.09.2024).

28. Христофорова И.В. Специфические отличия услуги от товара / И.В. Христофорова // Сервис +. – 2007. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-otlichiya-uslugi-ot-tovara (дата обращения: 26.03.2025). EDN: https://elibrary.ru/LEUQXZ


Войти или Создать
* Забыли пароль?