Спрос, закон спроса, эффекты Гиффена и Веблена. Часть 1. Функциональный спрос
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Работа посвящена небольшому обзору отечественной учебной и научной литературы, затрагивающей вопросы спроса, закона спроса и исключения из него. Проведен анализ встречающихся неточностей, некорректных суждений и случаев неправильной интерпретации закона спроса и эффекта Гиффена. Удалось найти источники двух получивших распространение ошибочных суждений. Одно из них заключается в небрежной формулировке закона спроса, согласно которой объем спроса на некоторое благо и его цена состоят в обратно пропорциональной зависимости. Предположительный источник соответствующего определения – переводные издания популярного учебника К. Макконнелла и С. Брю. Вторая распространенная ошибка состоит в неправильной интерпретации эффекта Гиффена, связывающей его проявление с относительным удешевлением блага на фоне подорожания целого ряда благ. Предположительный источник подобной интерпретации – один из учебников МГУ. В качестве примера в статье приводится авторская модель эффекта Гиффена. Показано, что все те условия, которые Дж. Хикс определил как необходимые для эффекта Гиффена, полностью согласуются с представленной моделью и результатами полевого эксперимента Дженсена-Миллера, проведенного ими в Китае в 2006-м году. Вместе с тем выдвинуто предположение, что не все условия Хикса являются необходимыми. Отказ от свойства всеобщей взаимозаменяемости потребляемых индивидом благ позволяет при рассмотрении эффекта Гиффена ограничиться учетом только благ-заменителей и значит той частью дохода потребителя, которая расходуется на эти блага. Соответственно, поведение Гиффена может проявлять не только потребитель с низким уровнем жизни, но и с высоким. Разнообразие благ, доступное потребителю с высоким доходом, увеличивает количество товарных групп, содержащих блага-заменители. Наличие в каждой из таких групп малоценного блага может привести к тому, что потребитель с высоким доходом будет проявлять поведение Гиффена не реже, а чаще потребителя со стабильно низким доходом.

Ключевые слова:
спрос, закон спроса, эффект Гиффена, классификация Лейбенстайна, эффект замены, эффект дохода
Список литературы

1. Аникина Е.А., Гавриленко Л.И. Экономическая теория: учебник – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. 413 с.

2. Антипина О.Н., Вереникин А.О., Матвеев Е.О. Парадокс Гиффена в XXI в. // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2019. № 5. С. 183-205.

3. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012. 672 с.

4. Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал вопросы экономики», 2004. 416 с.

5. Буга А.В., Грозаву И.И., Данилова Т.В. и др. Экономика: учебное пособие / под ред. А.А. Куприна. СПб.: Астерион, 2018. 456 с.

6. Бычкова И.И. Подходы к формированию критериев конкурентоспособных банковских продуктов и услуг // Финансовые исследования. 2016. № 4 (53). С. 85-91.

7. Васильева М.В., Киселёва К.Д. Сравнительный анализ исключений из закона спроса // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2016. № 11. С. 170-177.

8. Вечканов Г.С. Экономическая теория. «Учебник для вузов». СПб: Питер, 2010. 448 с.

9. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс (фундаментальная теория экономики): Учебник / 12-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. 594 с.

10. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 1994. Т.1. 394 с.

11. Гальперин В.В., Гальперин В.М. 50 лекций по микроэкономике [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://50.economicus.ru/ (дата обращения: 14.08.2024).

12. Дмитриев А.Г., Козелецкая Т.А., Герман Е.А. Теория потребительского спроса: кривая индивидуального спроса и эффект Гиффена // Журнал экономической теории. 2010. № 2. С. 214-222.

13. Емельянов Д. Эффект Гиффена и парадоксы потребления российскими домохозяйствами хлебных продуктов и картофеля в условиях снижения реальных доходов // Общество и экономика. 2019. № 1. С. 69-79.

14. Замков О.О., Толстопятенко А.В., Черемных Ю.В. Математические методы в экономике. М.: Издательство «Дело и сервис», 2001. 368 с.

15. Зинченко О.В. Теория потребительского спроса и анализ факторов спроса. Наука, образование и культура. Сборник научных статей XI Международной научно-практической конференции. Шуя: Издательство Шуйского филиала ИвГУ, 2021. С. 177-180.

16. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Айрис-пресс, 2002. 576 с.

17. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория. Краткий курс: учебник. М.: КНОРУС, 2012. 394 с.

18. Квачук Л.П. Экономическая теория. Конспект лекций: учебно-методическое пособие. Минск: БГАТУ, 2018. 276 с.

19. Козырев В.М. Экономическая школа для аспирантов по истории и методологии экономической науки. Теория потребительского поведения: сущность, исходные основы и практические аспекты // Вестник РМАТ. 2015. № 1. С. 46-59.

20. Котова Г.А., Раквиашвили А.А. Экономическая действительность и абстракции экономической теории // Вестник Московского ун-та. Сер. 6. Экономика. 2010. № 6. С. 3-12.

21. Круглов И.В. Барсукова К.В. Экономическая теория: учебное пособие. Липецк: Изд-во Липецкого государственного технического университета, 2021. 80 с.

22. Кузин В.И., Невротов Л.К. Прогнозирование спроса на основе коэффициентов эластичности // Балтийский экономический журнал. 2020. № 3 (31). С. 109-117.

23. Курс экономической теории: учеб. пособие для студентов вузов / рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидорович. М.: Издательство «Дело и сервис», 2007. 1040 с.

24. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса // Вехи экономической мысли. Т. 1. Теория потребительского поведения и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 304-325.

25. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 1999. XXXIV, 974 с.

26. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 18-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2011. XXX, 1010 с.

27. Маршалл А. Основы экономической науки [предисл. Дж.М. Кейнс; пер. с англ. В.И. Бомкина, В.Т. Рысина, Р.И. Столпера]. М.: Эксмо, 2007. 832 с.

28. Месропян Л.М. Анализ парадоксов потребительского поведения на рынке недвижимости (на примере Армении) // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2017. № 4(94). С. 23-31.

29. Новикова П.М. Как работает рынок: спрос, предложение и законы их взаимодействия // Вестник Владимирского Государственного Университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Экономические науки №4 (38), 2023. С. 153-159.

30. Репин С.С. Экономическая теория: закономерности потребительского поведения // Путеводитель предпринимателя. Том 14, № 3. 2021. С. 172-178.

31. Репина Е.А., Кузяшев А.Н. Парадокс (эффект) Гиффена в экономике Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92-6. С. 76-78.

32. Слуцкий Е.Е. К теории бюджета потребителя // Экономические и статистические произведения: Избранное / Под ред. П.Н. Клюкина. М.: Эксмо, 2010. С. 448-485.

33. Смышляев В.А., Некрасова Т.А., Пургаева И.А. Экономическая теория: учеб.-мет. пособие. Воронеж: Воронеж. гос. тех. унив., 2018. 195 с.

34. Турчихина Г.С. Себекина Т.И. Экономическая теория (микроэкономика): учеб. пособие. Брянск: Брян. гос. инженер.-технол. унив., 2015. 304 с.

35. Тюпаков К.Э., Курносов В.С., Вертий М.В. Управленческая экономика: учебник. Краснодар: КубГАУ, 2022. 222 с.

36. Цуриков А.В., Цуриков В.И. Об одной модели потребительского выбора // Экономика и математические методы. 2004. № 3. С. 110-114.

37. Цуриков В.И. Модель эффекта Гиффена // Научное обозрение: Теория и практика. 2020. № 7 (75). С. 1228-1245.

38. Цуриков В.И. К вопросу о парадоксе Гиффена // Экономическая наука современной России. 2020. № 1 (88). С. 7-21.

39. Хикс Д.Р., Аллен Р.Д.Д. Пересмотр теории ценности // Вехи экономической мысли. Том 1. Теория потребления и спроса / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 117-141.

40. Хикс Дж. Р. Стоимость и капитал. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993. 488 с.

41. Экономика: учебник / под ред. проф. А.С. Булатова. М.: Магистр, 2012. 896 с.

42. Экономико-математический энциклопедический словарь. Гл. редактор В.И. Данилов-Данильян. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия». ИНФРА-М, 2003. 688 с.

43. Экономическая теория: учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. М.: ИНФРА-М, 2008. 872 с.

44. Экономическая теория: учеб.-мет. комплекс / сост. М.П. Козулько [и др.]; под общ. ред. Т. С. Силюк. Брест: БрГУ, 2016. 153 с.

45. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М: Издательство «Экзамен», 2005. 384 с.

46. Biederman D.K. A strictly-concave, non-spliced, Giffen-compatible utility function // Economics Letters. 2015. Vol. 131. Issue C. P. 24-28.

47. Doi J., Iwasa K., Shimomura K. Giffen behavior independent of the wealth level // Economic Theory. 2009. Vol. 41. No 2. P. 247-267.

48. Dougan W.R. Giffen Goods and the Law of Demand // Journal of Political Economy. 1982. Vol. 90. No 4. P. 809-815.

49. Dwyer G.P., Lindsay C.M. Robert Giffen and the Irish potato // The American Economic Review. 1984. Vol. 74. No 1. P. 188-192.

50. Haagsma R. A Convenient utility function with Giffen behaviour // ISRN Economics. 2012. September 19. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://core.ac.uk/download/pdf/29223603.pdf (дата обращения: 14.08.2024).

51. Jensen R.T., Miller N.H. Giffen Behavior and subsistence consumption // The American Economic Review. 2008. Vol. 98. No 4. P. 1553-1577.

52. Jensen R.T., Miller N.H. Giffen behavior: Theory and evidence // NBER Working Paper. July 2007. No 13243.

53. Lipsey R.G., Rosenbluth G.A. A contribution to the new theory of demand: A rehabilitation of the Giffen good // Canadian Journal of Economics. 1971. Vol. 4. No 2. P. 131-163.

54. McConnell C.R., Brue S.L. Flynn S.M. Economics: principles, problems, and policies. 2009. 18th ed. p. cm. The McGraw-Hill series in economics.

55. Nachbar J.H. The last word on Giffen goods? // Economic Theory. 1998. Vol. 11. No. 2. P. 403-412.

56. Rahayu W., Darsono D., Marwanti S., Antriyandarti E. Factors affecting household carbohydrate food consumption in Central Java: Before and during the COVID-19 pandemic // Open agriculture. 2023. Vol. 8 (1). P. 175-90.

57. Read C. Giffen behaviour in Irish famine markets: an empirical study. CWPESH. 2013. No 15. 16 p.

58. Rosen S. Potato paradoxes // Journal of Political Economy. 1999. Vol. 107. № 6. P. S294-S313.

59. Silberberg E., Walker D.A. A modern analysis of Giffen’s paradox // International Economic Review. 1984. Vol. 25. No 3. P. 687-694.

60. Sørensen P.N. Simple utility functions with Giffen demand // Economic Theory. 2007. Vol. 31. No 2. P. 367-370.

61. Spiegel U. The case of a Giffen good // Journal of Economic Education. 1994. Vol. 25. No 2. P. 137-147.

62. Stigler G.J. Notes on the history of the Giffen paradox // Journal of Political Economy. 1947. Vol. 55.No 2. P. 152-156.

63. Zhu D. The mechanism of Giffen behaviour // RISE Working Paper. 2016. № 201603.


Войти или Создать
* Забыли пароль?