Розничная торговля как актор продовольственной безопасности: функции и инструменты их реализации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в данной статье обсуждается роль и функции розничной торговли продовольственными товарами в системе обеспечения продовольственной безопасности РФ. Отмечается, что с каждым годом к системе продовольственной безопасности применяется все больше требований. С использованием описательного обзора литературы было установлено, что авторы выделяют 7 групп требований к системе распределения продуктов. Вместе с тем основным каналом распределения продовольствия между потребителями в России является розничная торговля на которую возложены функции по созданию комфортных условий приобретения продуктов для различных групп потребителей. Несмотря на то, что розничные торговые предприятия являются коммерческими структурам, они выполняют ряд социальных функций, которые позволяют сделать систему распределения продуктов более справедливой. При выполнении обзора научной литературы и открытых новостных источников в сети «Интернет» был выявлен ряд инициатив ритейла, в числе которых: поддержка развития фудшеринга, создание полок добра с различными организационными формами, ценовая дифференциация магазинов и торгового ассортимента (создание дискаунтеров, введение в ассортимент более дешевых и дорогих товаров, развитие СТМ), участие в социальных программах благотворительных организаций, внесение предложений по совершенствованию системы распределения продуктов в органы государственной власти. В данном исследовании представлена характеристика каждого из упомянутых направлений деятельности розничных торговых предприятий. Выполненное исследование показывает, что роль ритейла в современной системе обеспечения продовольственной безопасности проходит трансформацию от мета коммерческой продажи товаров населению к комплексной платформе распределения продуктов для населения на различных условиях.

Ключевые слова:
I30 – Благосостояние и бедность: основные положения; H49 – общественно предоставляемые блага: дополнительный материал; L81 – Розничная и оптовая торговля; электронная торговля.
Список литературы

1. Айзинова И.М. Розничная торговля в РФ в системе экономических и социальных координат. Часть I. Отраслевые проблемы розничной торговли // Проблемы прогнозирования. 2019. № 1(172). С. 82-94.

2. Алексеева Е.А., Назарова Э.А., Гаркун А.А. Магазины-дискаунтеры как драйвер развития торговой отрасли в России // Будущее науки -2022 : Сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 21–22 апреля 2022 года. Том 1. Курск: Юго-Западный государственный университет. 2022. С. 38-40.

3. Бахарев В.В., Икрамов Р.А. Влияние современной экономической ситуации в России на сферу торговли и общественного питания // В мире научных открытий. 2015. №5(65). С. 7-18. DOIhttps://doi.org/10.12731/wsd-2015-5-1.

4. Бахарев В.В., Капустина И.В., Митяшин, Г.Ю., Катрашова Ю.В. Экологизация розничной торговли: анализ стратегий // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2020. Т. 12. № 5. С. 79-96. – DOIhttps://doi.org/10.12731/2658-6649-2020-12-5-79-96.

5. Бахарев В.В., Митяшин Г.Ю. Фудшеринг в торговле как инструмент управления товарами с истекающим сроком годности // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : Сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции, в 4 ч., Санкт-Петербург, 01–04 июня 2021 года. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. С. 92-96.

6. Белов В.И., Степанова Т.В. Сравнительная характеристика качества жизни населения в современной России: проблемы и пути решения // Управленческое консультирование. 2018. № 10(118). С. 126-132. DOIhttps://doi.org/10.22394/1726-1139-2018-10-126-132.

7. Бобкова Е.Ю., Григорьянц И.А. Экспертиза качества овощей, реализуемых магазином «Пятерочка» города Самара // Парадигма. 2023. № 2-1. С. 36-41

8. Воронова О.В., Харева В.А. Сетевой ритейл FMCG-сегмента в Российской Федерации: современное состояние и проблемы развития // Международный научный журнал. 2019. № 2. С. 7-16. DOIhttps://doi.org/10.34286/1995-4638-2019-65-2-7-16.

9. Головкина С.И., Иванов Е.Ю. Продовольственная безопасность мира: теория и практика на примере России и Европы // Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 4(005). С. 10-17.

10. Даценко А.С., Бобкова Е.Ю., Григорьянц И.А., Симаков С.С., Гончаров А.В. К вопросу о направлениях повышения уровня и качества жизни населения в Самарской области // Парадигма. 2020. № 1. С. 75-78.

11. Егорова К.Д., Платонова А.С., Суворова С.Д. Формат "dark store": современная реальность ритейла России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 7-2(46). С. 110-113. DOIhttps://doi.org/10.24411/2500-1000-2020-10896.

12. Еремин К.А., Суворова С.Д. Форматы "е-grocery" и "dark store": развитие на потребительском рынке России а // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 12-1(70). С. 235-238. DOIhttps://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-11055.

13. Капустина И.В., Семенова Е.С. Значение торговли в социально-экономическом развитии России // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли : Сборник трудов всероссийской научной и учебно-практической конференции, В 3 ч., Санкт-Петербург, 27–29 мая 2020 года. Том Часть 3. Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020.С. 130-134.

14. Кириллова Т.В., Яненко М.Б. Развитие собственных торговых марок в торговых предприятиях современных форматов // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 4(94). С. 142-145.

15. Котляров И.Д. Альтернативные модели организации продовольственной розницы в удаленных и труднодоступных регионах. ЭКО. 2023. № 11(593). С. 86-109. DOIhttps://doi.org/10.30680/ECO0131-7652-2023-11-86-109.

16. Котляров И.Д. Платформы как модель организации хозяйственной деятельности: отдельные особенности функционирования // Экономика и управление: теория и практика. 2022. Т. 8, № 2. С. 30-37.

17. Котляров И.Д. Экосистема: новые способы взаимодействия компании с работниками, клиентами и широкой публикой // Вестник НГУЭУ. 2013. № 4. С. 54-68.

18. Курбанов А.Х. Обеспечение продовольственной безопасности мегаполисов: теория и практика // Национальные приоритеты России. 2015. № 2(16). С. 133-142.

19. Курочкина А.А., Васильева Н.В. Укрепление организационно-правовых основ регулирования розничной торговли в регионах России // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2012. № 1. С. 251-255.

20. Лещенко О.А., Корчагина Е.В. Современные методики оценки эффективности деятельности компаний в области КСО // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 1. С. 11-18.

21. Малахов А.А., Растимешина Т.В, Идея социального государства и борьба с бедностью // Вопросы политологии. 2022. Т. 12, № 2(78). С. 405-413. DOIhttps://doi.org/10.35775/PSI.2022.78.2.005.

22. Митяшин Г.Ю. Продовольственная безопасность: формы и институты обеспечения // Теоретическая экономика. 2023. № 3(99). С. 104-116. DOIhttps://doi.org/10.52957/22213260_2023_3_104.

23. Мокин В.Н., Переверзева Т.А., Степанова Т.В, Волатильность личного потребления как основа формирования продовольственной безопасности Санкт-Петербурга // Образование, экономика, общество. 2015. № 3-4(49-50). С. 64-71.

24. Мурадова С.Ш., Лямин Б.М., Назарова Э.А. Анализ применения мерчандайзинга - инновационного элемента сферы обращения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 5(31). С. 100-107.

25. Нилова Л.П., Малютенкова С.В. Продовольственная корзина для здорового питания в условиях мегаполиса // Международный научный журнал. 2017. № 4. С. 31-35.

26. Новосельский С.О., Булавина М.А., Попова С.А. Благотворительность как инструмент социально-экономического развития и расширения потенциала корпоративной социальной ответственности в условиях геополитической нестабильности // Вопросы политологии. 2023. Т. 13, № 6-1(94-1). С. 2653-2664. DOIhttps://doi.org/10.35775/PSI.2023.94-1.6-1.014.

27. Пирогова О.Е. Фундаментальная стоимость - основа формирования системы управления развитием торгового предприятия // Экономика и управление. 2015. № 5(115). С. 49-55.

28. Пирогова О.Е., Макаревич М.Л. Исследование проблем повышения благосостояния граждан Российской Федерации // Международный научный журнал. 2019. № 3. С. 14-20. DOIhttps://doi.org/10.34286/1995-4638-2019-67-3-14-20.

29. Плетнева Н. А. Экологичное потребление как индикатор уровня жизни // Новые перспективы развития экономических наук: инновации и риски, Москва, 01 февраля 2014 года. Москва: Аналитический центр "Экономика и финансы", 2014. С. 82-86.

30. Плетнева Н.А. Экомаркетинг как руководящая бизнес-концепция в секторе продуктового ретейла // Практический маркетинг. 2015. № 1(215). С. 24-32.

31. Пушкина П.И., Кораблева В.И., Малютенкова С.М. Анализ розничных цен социально значимых пищевых продуктов в розничной торговле Санкт-Петербурга // Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 13–19 ноября 2017 года. Том Часть 4. Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2017. С. 379-382.

32. Семенова Ю.Е., Хныкина Т.С. Стратегии развития розничных торговых предприятий в условиях экономического спада // Глобальный научный потенциал. 2023. № 2(143). С. 172-174.

33. Соловьева Т.Н., Жиляков Д.И. Современные тенденции продовольственной безопасности Российской Федерации // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. № 9. С. 5-7.

34. Суворова С.Д. Особенности государственного управления сферой торговли в РФ // Экономика и предпринимательство. 2013. № 4(33). С. 137-139.

35. Суворова С.Д. Анализ и основные тенденции развития Российского ритейла на современном потребительском рынке // Экономика и предпринимательство. 2017. № 7(84). – С. 466-468.

36. Харченко Е.Ю., Черноморец А.Б. Расширение сети дискаунтеров и развитие собственных торговых марок как тенденции продовольственной торговли // Оценка качества и безопасность потребительских товаров : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Иркутск, 24–25 ноября 2022 года / Редколлегия: Е.В. Антонова, В.П. Саловарова. Том Выпуск 17. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2023. С. 204-210.

37. Якимчук Ю., Куприянова М.Ю. Ценовая политика как фактор конкурентоспособности торгового предприятия // Неделя науки СПбПУ : материалы научной конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 13–19 ноября 2017 года. Том Часть 4. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого", 2017. С. 195-197.

38. Яненко М. Б. Особенности услуг розничных торговых предприятий // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2005. № 3. С. 229-240.

39. Яненко М. Б., Садикова В.В., Таратина М.С. Развитие собственной торговой марки в деятельности торгового предприятия // Развитие сферы услуг: стратегии, инновации, компетенции : Мтериалы всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 26 марта 2019 года. – Нижний Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2019. С. 549-554.

40. Clapp J., Moseley W., Burlingame B., Termine P. Viewpoint: The case for a six-dimensional food security framework // Food Policy. 2022. Vol. 106. Pp. 102164. DOI:https://doi.org/10.1016/j.foodpol.2021.102164


Войти или Создать
* Забыли пароль?