Эволюция моделей сетевого производства европейского автомобилестроения в конце XX – начале XXI вв
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлены результаты исследования моделей европейских производственных сетей в секторе автомобилестроения в период конца XX – начала XXI вв. Под моделью в работе понимается устойчивая конфигурация взаимоотношений фирм-лидеров и поставщиков производственных сетей, характеризуемая специфической технологией производства автомобилей, уникальной организационно-сетевой структурой, а также устоявшейся пространственной конфигурацией производственных мощностей, центров управления и компетенций. Методология исследования базировалась на качественно-количественном анализе расположения предприятий, потоков готовой и промежуточной продукции, прямых иностранных инвестиций, а также инновационной активности фирм. В результате исследования были выявлены три уникальные модели сетевой архитектуры: традиционная («ядро-периферия»), консолидирующая («кластерно-сетевая») и трансформационная («эко-сетевая»). Первая модель относится к концу XX в.; для нее характерны зависимый характер взаимосвязей между предприятиями технологически продвинутой Западной и сравнительно отстававшей Восточной Европой. Вторая модель имела место в начале XXI в. и отличалась процессами объединения простых узлов и готовые модули и крупные платформы, ко-локации поставщиков и сборочных заводов, а также формированием мегапоставщиков как особого класса сетевых агентов. Наконец, третья модель развертывается на современном этапе и характеризуется реконфигурацией технологии производства готовых автомобилей, расположением поставщиков и организационной структуры сети в условиях перехода к выпуску электромобилей и активного внедрения цифровых технологий. В частности, наблюдается сокращение числа компонентов в конечном изделии, соответствующее уменьшение протяженности производственной цепочки и формирование отдельных «пульсирующих» точек роста на карте автомобилестроения Европы. Результаты проведенного исследования представляют значимость для определения актуальных стратегий развития сектора автомобилестроения на пространстве евразийской интеграции.

Ключевые слова:
производственные сети, автомобилестроение, Европа, сетевая модель, электромобили, «ядро-периферия», промежуточная продукция
Список литературы

1. Волгина, Н.А., Возмилова, С.С. (2015). Особенности глобальных цепочек стоимости в автомобильной промышленности // Вестник РУДН, серия Экономика. №2. С. 36-48.

2. Глинкина С.П., Куликова Н.В., Синицина И.С. Страны Центрально- Восточной Европы: евроинтеграция и экономический рост: Научный доклад. – М.: Институт экономики РАН, 2014. – 84 с.

3. Гомулина А.А., Горшков И.А. Особенности деятельности китайских производителей электромобилей в ЕС: механизмы, барьеры, перспективы // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2024. No 5. С. 73–84. DOI:https://doi.org/10.15211/vestnikieran520247384

4. Кондратьев, В., Попов, В., Кедрова, Г. (2020). Трансформация глобальных цепочек стоимости: опыт трех отраслей // Мировая экономика и международные отношения. №3. С. 68-79.

5. Устюжанин, В. Л. (2020). Сетевые структуры в автомобилестроении // Бизнес. Образование. Право. № 4 (53). С. 191–197. DOI:https://doi.org/10.25683/VOLBI.2020.53.445.

6. Харви, Д. Состояние постмодерна: Исследование истоков культурных изменений / пер. с англ. Н. Проценко; под науч. ред. А. Павлова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 576 с. — (Социальная теория). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-2369-8 (в пер.). — ISBN 978-5-7598-2257-8 (e-book).

7. Autocar Professional. (March 16, 2018). Electric two-wheelers to be movers & shakers. Autocar Professional. https://www.autocarpro.in/feature/electric-wheelers-movers-shakers-28564

8. Collins, Robert, Kimberly Bechler and Silvio Pires. 1997. «Outsourcing in the Automotive Industry: From JIT to Modular Consortia,» European Management Journal 15, p. 498-508.

9. Dománski, B. et al. (2024). The Evolution of European Manufacturing Industries. The Dynamics of Core-Periphery Relationships. Taylor & Francis. DOI: https://doi.org/10.4324/9781003430117

10. European Automobile Manufacturers’ Association | Official Website. URL: https://www.acea.auto/# (дата обращения: 19.05.2025).

11. Frigant, V., & Lung, Y. (2002). Geographical proximity and supplying relationships in modular production. International Journal of Urban and Regional Research, 26(4), 742–755. https://doi.org/10.1111/1468-2427.00415

12. Frigant, V., & Zumpe, M. (2017). Regionalisation or Globalisation of Automotive Production Networks? Lessons from Import Patterns of Four European Countries. Growth and Change, 48(4), 661–681. https://doi.org/10.1111/grow.12207

13. Gáspár, T., & Sass, M. (2023). ‘Space-time dents’ in global value chains – The Hungarian case. Society and Economy, 45(3), 173–185. https://doi.org/10.1556/204.2023.00020

14. Gerőcs, T., & Pinkasz, A. (2019). Relocation, standardization and vertical specialization: Core–periphery relations in the European automotive value chain. Society and Economy, 41(2), 171–192. https://doi.org/10.1556/204.2019.001

15. Gracia, M., Paz, M. J., & Rísquez, M. (2024). Analysis of the transition to Electric Vehicles in Europe from a Core-Periphery approach. Structural Change and Economic Dynamics, 69, 652–663. https://doi.org/10.1016/j.strueco.2024.03.010

16. Hilman, H., & Hanaysha, J. (2015). The Impact of Country of Origin on Relationship Quality: Empirical Evidence from Automotive Industry. Mediterranean Journal of Social Sciences. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n2p165

17. International Journal of Automotive Technology and Management 1.1, 92–107.

18. Jagani, S., Marsillac, E., & Hong, P. (2024). The Electric Vehicle Supply Chain ecosystem: Changing roles of automotive suppliers. Sustainability, 16(4), 1570. https://doi.org/10.3390/su16041570

19. Jürgens, Ulrich (2003) : Characteristics of the European automotive system: is there a distinctive European approach?, Discussion papers // Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung (WZB), Arbeitsgruppe: Wissen, Produktionssysteme und Arbeit, Forschungsschwerpunkt: Organisationen und Wissen, No. SP III 2003-301, http:// hdl.handle.net/10419/49646

20. Klier, Thomas; McMillen, Dan (2013) : Agglomeration in the European automobile supplier industry, Working Paper, No. 2013-15, Federal Reserve Bank of Chicago, Chicago, IL

21. Krugman, P. (1991) «Increasing returns and economic geography», Journal of Political Economy, Volume 99, Issue 3, Pages 483-499. (online

22. Lampón, J., Cabanelas, P., Frigant, V. (2017). The new automobile modular platforms: from the product architecture to the manufacturing network approach. MPRA Paper No. 79160. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/79160/1/MPRA_paper_79160.pdf

23. Lampón, J., Cabanelas, P., González Benito, L. (2015). The Impact of Implementation of a Modular Platform Strategy in Automobile Manufacturing Networks. GEN Working Paper B 2015 – 2. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/The-impact-of-implementation-of-a-modular-platform-Lampón-Cabanelas/2a51072b653215a79ce51e17ce4c4cd101c3326a

24. Larsson, A. (2002) Learning or Logistics? The Development and Regional Significance of Automotive Supplier-Parks in Western Europe. International Journal of Urban and Regional Research, 26(4): 767-784.

25. Lung, Y., & Gerpisa. (2004). The Challenges of the European Automotive Industry at the Beginning of the 21st Century. Summary of the main findings of the CoCKEAS project. Cahiers Du GRES (2002-2009). https://ideas.repec.org/p/grs/wpegrs/2004-08.html

26. Maravall-Rodríguez, C., Küffel, A. C. A Comparative View of Motor Vehicle Production in France. Economic Brief 040. European Commission, December 2018. ISSN 2443-8030 (online).

27. Maravall-Rodríguez, C., Küffel, A. C. A Comparative View of Motor Vehicle Production in France. Economic Brief 040. European Commission, December 2018. ISSN 2443-8030 (online).

28. Pavlínek, P. (2018) Global Production Networks, Foreign Direct Investment, and Supplier Linkages in the Integrated Peripheries of the Automotive Industry, Economic Geography, 94:2, 141-165, DOI:https://doi.org/10.1080/00130095.2017.1393313

29. Pavlínek, P. (2019). Restructuring and internationalization of the European automotive industry. Journal of Economic Geography. https://doi.org/10.1093/jeg/lby070

30. Paz, M. J., & Gálvez, M. E. R. (2020). Effects of modular platforms on suppliers companies: evidence from Volkswagen Polo manufacturing in Navarra (Spain). Journal of Manufacturing Technology Management, 32(2), 337–355. https://doi.org/10.1108/jmtm-02-2020-0057

31. Pil., F., Holweg, M. (2004). Linking Product Variety to Order-Fulfillment Strategies // Interfaces. No 5. pp. 394-403.

32. Rusnák, J., Ďurček, P., Takáč, M., & Óvári, K. (2022). Spatial patterns and time-accessibility of supplier network of the automotive industry in Slovakia. Geographia Polonica, 95(2), 181–200. https://doi.org/10.7163/gpol.0232

33. Salerno, M. (2001) The characteristics and the role of modularity in the automotive business.

34. Sarode, R., Eadke, A. (2020). Electric Vehicle (Construction and Working Principle). International Research Journal of Engineering and Technology (IRJET). No 7(10). URL: https://www.irjet.net/archives/V7/i10/IRJET-V7I1023.pdf

35. Science, Technology, and Innovation | Eurostat Official Website. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/science-technology-innovation (дата обращения: 30.04.2025).

36. Sturgeon, T. et al. (2008). Value chains, networks and clusters: reframing the global automotive industry // Journal of Economic Geography. No 8. pp. 297-321.

37. The crisis facing the EU’s automobile industry | Epthinktank | European Parliament. URL: https://epthinktank.eu/2024/10/03/the-crisis-facing-the-eus-automotive-industry/ (дата обращения: 11.05.2025).

38. UNCTADStat Data Centre | Official Website. URL: https://unctadstat.unctad.org/datacentre/ (дата обращения: 20.05.2025).

39. UNIDO (2003). The Global Automotive Industry Global Value Chain: What Prospects for Upgrading by Developing Countries. URL: https://www.unido.org/sites/default/files/2009-12/Global_automotive_industry_value_chain_0.pdf


Войти или Создать
* Забыли пароль?