ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ «ЦИФРОВИЗАЦИИ» РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ключевые слова:
«цифровизация» высшего образования, дистанционное обучение студентов вузов, дистанционный формат обучения, техническое обеспечение дистанционного обучения, технологии «цифровизации» высшего образования, качество обучения студентов в дистанционном формате, влияние «цифровизации» высшего образования на подготовку современных профессионалов, научный подход к решению проблем «цифровизации» высшего образованияАннотация
В современных условиях в России активно проводится идея «цифровизации» многих сфер деятельности общества как фактора реализации современных управленческих технологий: «цифровизации» самого общества, «цифровизации» экономики, «цифровизации» производства, «цифровизации» управления и др. Не обошла эта идея стороной и «цифровизацию» отечественного высшего образования. Однако при кажущейся эффективности «цифровизации» высшего образования существует множество вызовов и рисков, о которых сегодня пока не задумываются или стараются не думать. Тем не менее, в период вынужденной организации в российских вузах дистанционного обучения студентов, вызванного пандемией коронавируса, ряд и экономических, и политических вызовов уже четко обозначились. Кроме того, существует большая вероятность того, что отечественное высшее образование в проведении его «цифровизации» столкнется еще и с новыми вызовами, риски от которых можно и нужно предусмотреть уже сегодня. Следовательно, только научный подход к учету возможных вызовов и рисков «цифровизации» отечественного высшего образования и проведение соответствующих мероприятий по нейтрализации возможных рисков способно будет обеспечить эффективное применение современных цифровых технологий в целях обеспечения нужного качества российского высшего образования в новых условиях его развития.
Библиографические ссылки
Алиев У.Ж. Цифровая экономика и/или цифровая технология: их место в инвариантно-интегральной структуре экономической системы // Социально-экономические и технологические проблемы новой индустриализации как фактора опережающего развития национальной экономики: сборник трудов Международной научно-практической конференции, 12 ноября 2019 г., Ярославль. – Ярославль: Издательство ЯГТУ, 2019. – С. 30-34.
Киселев А.А. «Засорение» русского языка иностранными словами как угроза национальной культуре / Роль государства и институтов гражданского общества в сохранении родных языков и литератур: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 нояб. 2020 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2020.
Киселев А.А. Проблемы дистанционного обучения студентов в вузах и пути их решения / Последствия и вызовы пандемии коронавируса для технологического и социально-экономического развития общества: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф., 10 декабря 2020 г. - Ярославль: Изд-во ЯГТУ, 2020. С. 367-374.
Киселев А.А. «Цифровизация» экономики: ее риски и проблемы в современных условиях / Электронный научный журнал № 9(29), 2019. С. 101-106.
Мельник Д. Карантин как повод пересмотреть подход к высшему образованию [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tass.ru/opinions/ 8028493 5. Самотовинский Д. В., Масленникова О. Н. «Побочные эффекты» цифровизации как вызов системе образования // Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы национальной научно-практической конференции, Иваново, 5–8 февраля 2019 года: в 2 ч.Ч. 2. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С.192-199.
Михайлина М.Ю. Цифровизация образования: опыт, проблемы и риски дистанционного обучения: Методические рекомендации / М.Ю. Михайлина, Е.П.Федотова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://soiro.ru/sites/default/files/2020/cifrovizaciya_obrazovaniya_-_opyt_problemy_i_riski_distancionnogo_obucheniya.pdf
Онлайн-образование имеет свои плюсы и минусы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://actualnews.org/exclusive/374516-vladimir-putin-ocenil-kachestvo-onlajn-obrazovanija-v-rf.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Предотвращены самоубийства двух школьниц, которых склоняли к суициду через социальные сети. Памятка родителям / http://insergposad.ru/novosti/proisshestviya_/predotvrashcheny-samoubiystva-dvuh-shkolnic-kotoryh-sklonyali-k-suicidu-cherez-socialnye-seti
Путин признал снижение качества образования из-за дистанционного формата https://bloknot-stavropol.ru/news/putin-priznal-snizhenie-kachestva-obrazovaniya-iz--1294687
Самотовинский Д. В. «Побочные эффекты» цифровизации как вызов системе образования / Д.В. Самотовинский, О.Н. Масленникова// Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы национальной научно-практической конференции, Иваново, 5-8 февраля 2019 года: в 2 ч.Ч. 2. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С.192-199.
Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / пер. с англ. Б. Козловского. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. 352 с.
Студенты просят вернуть деньги за обучение из-за COVID-19 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cher-poisk.ru/news/obrazovanie/studenty-prosyat-vernut-dengi-za-obuchenie-iz-za-covid-19
Сырбу С. А. Проблема формирования открытой электронной информационно-образовательной среды современного вуза / С.А. Сырбу, Т.В. Карасёва, А.М. Лощаков// Российский университет в неустойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы: материалы национальной научно-практической конференции, Иваново, 5-8 февраля 2019 года: в 2 ч.Ч. 2. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2019. С. 203-209.
Так нужна ли России своя операционная система? Реально ли её вообще написать?
Университет 20.35 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://2035.university/about/
Уроки пандемии и ответственная политика. О чем президент рассказал студентам в Татьянин день [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://future-russia.ru/2021/01/27/uroki-pandemii-i-otvetstvennaya-politika-o-chem-prezident-rasskazal-studentam-v-tatyanin-den/?rb_clickid=82875872-1613237265-1978013120
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/cifrovaa-obrazovatelnaa-sreda
Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi
Цифровая экономика: как специалисты понимают этот термин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/20170616/1496663946.html
Читают ли книги современные студенты / https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635b2bd69a5c43a89521316d36_0.html
Эксперты выявили основные проблемы дистанционного образования в РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sn.ria.ru/20200326/1569166181.html
Электронное образование России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online-institut.ru/cource/?filter[study]=1&keyword=%2B%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%2B%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&matchtype=b&utm_content=436760423904&device=c&utm_source=google&utm_medium=cpc&utm_campaign=Distantsionnoye__obrazovaniye_Russia_Dal_nij_Vostok&gclid=EAIaIQobChMI4vDWz7rF7AIVD9myCh2CVQo6EAEYBCAAEgJG7_D_BwE)
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2012 Александр Александрович Киселев

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.